В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), что закрепляется соответствующими нормативными документами: указом Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы" от 1 июня 2012 г. № 761, Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.
Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. инвалидов, на получение образования закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном законе от 24 ноября 1995 г "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
В детском саду функционирует логопедическая группа, где созданы специальные образовательные условия для детей с особыми образовательными потребностями, связанными с нарушением речи.
Кроме этого, наш детский сад посещает 7 детей-инвалидов, 5 воспитанника адаптированы в социуме, им не требуются специальные условия в детском саду, 2 ребёнка, воспитанники логопедической и 2 средней групп обучается по адаптированной программе с нарушением звукопроизношения и задержкой психического развития.
Детский сад укомплектован педагогическими работниками (воспитатели, учитель-логопед), которые оказывают квалифицированную коррекционную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
На все интересующие Вас вопросы также можно получить квалифицированные ответы от специалистов детского сада.
Детский сад имеет следующие условия:
- обеспечена возможность входа на территорию детского сада через калитку;
- обеспечена возможность движения внутри здания;
В случае невозможности (отсутствия времени) посетить детский сад можно получить услуги в дистанционном формате на сайте ДОУ:
- изучение материалов, подготовленных специалистами по наиболее часто задаваемым родителями вопросам в разделе Родителям.
- консультирование в дистанционном формате по всем интересующим вопросам через форму обратной связи или при возможности (желании) предоставить свой электронный адрес, а также через электронную почту детского сада ds16progreess@mail.ru
- «телефон доверия» по вопросам нарушения прав на дошкольное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (телефон 4-57-15, а также контактные телефоны иных руководящих работников, расположенные на сайте ds16progreess@mail.ru
Для организации коррекционно – развивающей работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в детском саду функционируют специально оборудованный кабинет логопеда, оснащенный необходимыми средствами обучения (дидактическим материалами) и воспитания, приспособленными для использования детьми с ОВЗ и инвалидностью.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
Учитель-логопед:
• диагностирует уровень развития речи;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
• консультирует педагогических работников и родителей о применении
логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
• Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• Использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмик
Инструктор по физической культуре:
• Осуществляет укрепление здоровья детей;
• Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
• проводит занятия по различным видам деятельности, а также по изобразительной деятельности (рисование, лепка, конструирование из различного материала) со всей группой. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (учителя-логопеда);
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
.
Условия организации обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад № 16 «Золотая рыбка» комбинированного вида
Реализуемые образовательные программы дошкольного образования |
Реализуется:- программа, разработанная педагогическим коллективом детского сада на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования "Детство"/ под. редакцией Т.И. Бабаевой и программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи Н.В. Нищевой. - адаптированные образовательные программы |
Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий | нет |
Наличие приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания |
|
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Возможность самостоятельного передвижения по территории организации в целях доступа к месту предоставления услуги, при необходимости, с помощью сотрудников организации Возможность беспрепятственного входа в учреждение и выхода из него |
Условия питания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | Организация питания проводиться строго по требованиям СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 года. В детском саду организовано 4-х разовое питание в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным по установленной форме на основе физиологических потребностей детей в пищевых веществах. При наличии медицинских показаний воспитанники детского сада получают диетическое питание. |
Условия охраны здоровья детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
Охрана здоровья детей осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и включает в себя мероприятия по: 1) оказанию первичной медико- санитарной помощи; 2) организации питания; 3) определению оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул; 4) пропаганде и обучению навыкам здорового образа жизни; 5) организации и созданию условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождению воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации; 7) обеспечению безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду; 8) профилактике несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду; 9) проведению санитарно- противоэпидемических и профилактических мероприятий. Организация охраны здоровья воспитанников осуществляется детским садом. Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение семей воспитанников специалистами (воспитатель, учитель- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). Детский сад работет тесно сотрудничает с психологом ЦВР. |
О специальных условиях питания |
МБДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10 – дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ. Ведется систематический контроль качества питания (разнообразия), витаминизации блюд. Питание в детском саду соответствует возрастным нормам. В МБДОУ ведется организация по пропаганде здорового питания, учитываются индивидуальные особенности детей, в том числе по непереносимости отдельных продуктов или блюд. Для детей-инвалидов по сахарному диабету составляется меню по медицинским показаниям. Для детей, имеющих пищевую аллергию и письменные рекомендации врача, составляется индивидуальное меню с учетом пищевых ограничений - соблюдается оптимальный режим питания; - проводится работа по формированию у детей навыков культуры питания; - строго соблюдаются принципы разработанного меню; - проводится разъяснительная работа, как с сотрудниками, так и с родителями по введению новых блюд; - оформляются информационные стенды, папки по вопросам здорового питания; |
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | На сайте ДОУ представлена версия для слабовидящих |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
нет |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | нет |
Наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | нет |
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
В нашем детском саду во всех возрастных группах имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: магнитно-маркерная доска; мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук): телевизоры: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), сабвуфер – в музыкальном зале, колонка усилителя звука - спортивный зал;
Для работы с детьми с особыми образовательными потребностями функционирует кабинет учителя-логопеда, который оборудован техническими средствами обучения:
I. Центр речевого развития в кабинете логопеда.
Настенное зеркало для логопедических занятий.
Зеркала для индивидуальной работы.
Логопедические зонды, шпатели, соски
Шкаф для пособий.
Стол для занятий
Стул логопеда.
Стул детский.
«Умное зеркало»
Ноутбук
Стол для песочной терапии
II. Пособия и материалы по разделам:
- Звукопроизношение
- Фонематическое восприятие
- Звуковой анализ и синтез
- Общие речевые навыки:
- Словарный запас
-Грамматический строй речи
- Связная речь
- Психические процессы и мелкая моторика
III.Диагностический материал:
1. Индивидуальные речевые карты.
2. Логопедический альбом для обследования речи.
3. Наглядный материал для обследования:
(звуковой стороны речи; словарного запаса; грамматического строя;
связной речи).
IV. Методическая литература.
План работы ППк на 2022-2023 учебный год
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧСКОМ КАБИНЕТЕ МДОБУ Д/С №16 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА" КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ПОЛОЖЕНИЕ О ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ МДОБУ Д/С № 16 "ЗОЛОТАЯ РЫБКА" КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
Паспорт для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования