Версия для слабовидящих

Полезные ссылки

 
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Образовательные стандарты

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФОП ДО) 

image 27 08 23 08 40 5

Данный раздел создан в целях приведения Основной общеобразовательной программы МДОБУ д/с № 16 «Золотая рыбка» в соответствие с Федеральной образовательной программой дошкольного образования.

Уважаемые родители, информируем вас о том, что с 01 сентября 2023 года все детские сады переходят на работу по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования.

Федеральная образовательная программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которому должны соответствовать образовательные программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

Обязательную часть своей ОП детские сады должны оформлять в виде ссылки на федеральную программу. Часть ОП, которую формируют участники образовательных отношений, как и раньше, должна учитывать национальные, социокультурные, региональные условия, в которых находится детский сад, и его традиции. 

Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию. Закон разрешает детским садам использовать ее и не разрабатывать свою аналогичную документацию (п. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Федеральная программа включает три раздела: целевой, содержательный и организационный. В пояснительной записке целевого раздела разработчики сформулировали одну цель федеральной программы и восемь задач. Акцент они сделали на духовно-нравственных ценностях российского народа, исторических и национально-культурных традициях. Пояснительная записка содержит принципы ФОП ДО, на основе которых педагоги должны выстраивать работу с детьми.

Также в целевом разделе разработчики описали планируемые результаты – характеристики возможных достижений детей на разных возрастных этапах. В последнем пункте целевого раздела федеральной программы – подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

Утвержденная программа - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

Федеральная образовательная программа (далее – ФОП) позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

— обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;

— создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее — ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

— создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

ФГОС ДО и ФОП являются основой для самостоятельной разработки и утверждения дошкольной образовательной организацией образовательных программ дошкольного образования (далее — Программа), обязательная часть которых должна соответствовать ФОП и оформляется в виде ссылки на нее.

ФОП определяет объем обязательной части этих Программ в соответствии с ФГОС ДО — не менее 60% от общего объема программы.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, — не более 40% и может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность; сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом. Хочу такой сайт

Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов ФОП.

ФОП включает в себя учебно-методическую документацию, в состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания, примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный календарный план воспитательной работы и иные компоненты.

ФОП включает три раздела — целевой, содержательный и организационный.

В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы ее формирования; планируемые результаты освоения ФОП в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения ФОП; подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.

Содержательный раздел включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации ФОП, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел включает описание психолого-педагогических и кадровых условий реализации ФОП; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее — РППС) в ДОО; материально-техническое обеспечение Программы, представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, федеральный календарный план воспитательной работы.

Цель и задачи Федеральной программы

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка впериод дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций.

Цель Федеральной программы достигается через решение следующих задач:

- обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения

образовательной программы ДО;

- построение (структурирование) содержания образовательной работы на основе учета

возрастных и индивидуальных особенностей развития;

- создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

- достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности

родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья

Принципы и подходы к формированию Федеральной программы

Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и

дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей

каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным

участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества

и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в

различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учтёт этнокультурной ситуации развития детей.

Родителям о внедрении ФОП:

 Что такое ФОП ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования
Какая цель у внедрения ФОП -  Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;
- создать единое ядро содержания дошкольного образования;
- создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания
Что входит в ФОП  Учебно-методическая документация:
- федеральная рабочая программа воспитания;
- федеральный календарный план воспитательной работы;
- примерный режим и распорядок дня групп.
Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы
Что будет обязательным для всех детских садов  ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
Как будут применять ФОП  ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП
Когда детские сады перейдут на ФОП  Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года

Материалы для ознакомления:

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Методические материалы по реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования

Диагностическая карта соответствия основной образовательной программы ДОО обязательному минимуму содержания, заданному в Федеральной программе